моля за съвети:
имам си нива 1,6 '93
идеята е да направя нещо подобно на това
Вы их просто готовить не умеете!
Андрей СУДЬБИН
фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА Казалось бы, за годы становления и развития внедорожного спорта в наших офф-роад пенатах все точки над i относительно вазовского полноприводника уже расставлены. Мало того, и вердикт вынесен: "Нива" для трофи-рейдов не годится. Но, видимо, есть в этой машине что-то заставляющее энтузиастов марки снова и снова браться за болгарку и сварочный аппарат в извечной попытке доказать, что все те, кто считает "Ниву" нетрофическим автомобилем, просто не умеют их готовить…

Дмитрии Кондрашов:- Все началось с того, что я купил просто "Ниву". А тут первый Зеленоградский триал случился. Ребята знакомые пришли поехали, говорят, у тебя же "Нива"! Ну поехали. И вот на обычной дорожной резине я умудрился взять пятое место. Потом на "Танкодроме" выступил. И понял - жалко мне ее, нужна другая машина для спорта. Вот я и купил машину 92-го года, в хорошем состоянии, с двигателем 1,7 литра. Машина готовилась целенаправленно к "Ладоге". Вся постройка заняла 69 дней. В общем, приложили - сняли, приложили - сняли. Главная идея все расходные и "проблемные" части должны быть вазовские, чтобы я, сидя в болоте, не думал, где и как мне доставать дефицитные запчасти. На "Ладоге" выявилось несколько "детских болезней". Например, при установке ГУР мы остались без ограничителей поворота. И в очередной колее я слишком вывернул колесо, ШРУС "заперся". Естественно, привод моментально сломался. И такая поломка была у нас трижды, все три раза - из-за слишком больших углов поворота колес. Теряешь осторожность, ловишь повернутым колесом березку, колесо выбивает из рук руль и поворачивает на слишком большой угол. Триал я уже прошел без всяких проблем. В общем, на бездорожье машина меня полностью устраивает. По крутящему моменту есть даже некоторый запас, и мне хочется установить 32-33-и колеса, за счет главных пар машина их нормально переварит. Сейчас задача научить машину чуть быстрее ездить по асфальту. 80 она сейчас едет спокойно, но чтобы ехать 90-100, нужна пятая передача. В планах - долечить "детские болезни", изменить конструкцию крепления раздатки, РПМ. Словом, идеи остаются те же, а вот исполнение их нуждается в совершенствовании. А вот двигателя в 1,7 литра машине вполне хватает. Зачем он нужен, мощный? Сцепление жечь? Я откатал "Ладогу", еще несколько соревнований, и все на одном и том же диске сцепления. А еще хочется поставить каркас безопасности, тормоза усовершенствовать - поставить назад дисковые. Вот тогда, может быть, я скажу, что автомобиль построен окончательно.
Давайте разбираться, а почему, собственно, сложилось устойчивое мнение, что "Нива" - не самый подходящий для сложных трофических трасс автомобиль... Всем нам хорошо известны достоинства этой машины - малый вес, маневренность, короткая база, отличная управляемость, неприхотливость и дешевизна ремонта. Но знаем мы и другое... Любому безумцу, вступившему на тернистую тропу покорения хлябей, рано или поздно становится очевидно, что на таких маленьких колесиках на серьезном бездорожье делать нечего. Ну а для того, чтобы поставить автомобиль на большие колеса, его, как вы понимаете, нужно отлифтовать... Вот тут-то и начинаются первые проблемы: поскольку рамы у "Нивы" нет, боди-лифт невозможен в принципе, а лифтовка передней независимой подвески путем удлинения упругих элементов (будь то установка удлиненных пружин или проставок под штатные) возможна только в очень ограниченных пределах. Едем дальше... Все знают, что для "Нивы", как для пелагической акулы, движение - это жизнь, а остановка - смерть. Препятствия она умеет преодолевать только ходом - такова плата за максимальную унификацию с заднеприводными моделями "ВАЗа". И еще один момент: "Нива" - типичный sport utility, универсальный автомобиль, который должен вести себя на асфальте немногим хуже обычных легковушек. А это значит, что передаточные числа в трансмиссии не могут быть слишком высокими... Ну а на сладкое пару слов о прочности несущего кузова... Один из знакомых нивоводов рассказывал, как его детишки, рассматривая альбом фотографий с покатушек, придумали такую сказочку: "Засадил папка "Нивку". Тянет-потянет, вытянуть не может. Пригласил папка тракторишку. Потянул тракторишка - и оторвал "Нивке" попку..." И ведь правы детишки-то, это только по сравнению с классикой или "зубилом" "Нива" - танк, на фоне же рамных машин прочность ее кузова просто никакая. А тут еще и задние буксирные проушины сконструированы, мягко говоря, неудачно: часть нагрузки передается на обшивку. Вот "попка" и отрывается...
Неужели все так безнадежно? Кому как... Вот, например, Дмитрий Кондрашов из Зеленограда совершенно с этим не согласен! Мало того, он готов представить высокому суду вещественное доказательство - синюю "Ниву" по имени "Боевой Самопрыг - 2", подготовленную для трофи-рейдов и уже проверенную в болотах "Ладоги". Ну а раз так, то я, грешный, рискну примерить на себя мантию адвоката...
Итак, ваша честь, мы готовы приступить к рассмотрению вещественного доказательства. Эпизод первый - прочность. У нашего подзащитного, ваша честь, лонжероны по всей длине обварены тридцатимиллиметровым уголком, что, между прочим, серьезно увеличило их прочность. Да и буксирные проушины сделаны таким образом, что вся нагрузка передается лишь на продольные силовые элементы и риск оторвать заднюю панель полностью устранен. Ну а теперь, ваша честь, обратите внимание на колеса. Мой подзащитный обут в резину Cooper Discoverer SST размерности 31/10.5 R15 на легкосплавных дисках. Разумеется, для того, чтобы установить такую резину, пришлось провести сложную операцию по лифту подвески на 80 мм. И при этом, прошу обратить внимание, с какой выдумкой этот самый лифт был осуществлен! Чтобы сохранить геометрию передней подвески, под передние ветви лонжеронов снизу были подварены.. . еще одни лонжероны. Таким образом, все точки крепления рычагов подвески просто опустились на 80 мм. И никаких проблем с установкой сходразвала! Ну а сзади, оказалось, достаточно вварить проставки под пружины. Хотя схема подвески моста изменилась. К двум продольным рычагам, изготовленным с нуля и значительно более прочным, чем штатные, добавился еще один треугольный рычаг, крепящийся к корпусу редуктора через шаровую опору. Да вы сами взгляните на моего подзащитного, как бы это помягче сказать, снизу... Извините, ваша честь, я вовсе не пытаюсь проявить неуважение к суду, просто сделать это совершенно необходимо. Видите, все элементы трансмиссии защищены металлическими листами! Причем защита состоит из нескольких частей, каждую из которых можно снять отдельно (последнее здорово облегчает жизнь экипажу в случае полевого ремонта).
А теперь, ваша честь, я прошу объявить короткий перерыв - мы снимем защиту и продемонстрируем еще несколько интересных деталей устройства нашего подзащитного. Итак, ваша честь, мы готовы. Высокому суду, конечно же, известно о слабости крепления раздаточной коробки и редуктора переднего моста (это врожденная болезнь всех автомобилей "Нива"). Так вот, у нашего подзащитного раздатка закреплена на своеобразном подрамнике, состоящем из двух поперечных кронштейнов. Таким образом, количество точек крепления увеличилось с двух до четырех. Изменена и схема крепления редуктора переднего моста, теперь он не подвешен к двигателю, а закреплен к поперечной балке переднего моста через две пластины (проходящие под фланцами редуктора) и дополнительный Г-образный кронштейн. Это привело к тому, что теперь редуктор не дергается при каждом трогании с места.. .Хочу также обратить внимание высокого суда на то, что оторвать в грязи глушитель на этой машине абсолютно невозможно - прямо из-под капота он идет наверх, вдоль передней стойки и водостока крыши.


Ну а теперь я хочу попытаться снять обвинение в неумении ездить внатяг. Мой подзащитный умеет это делать, и умеет отлично! Для этого на нем установлены главные пары с передаточным отношением 5,37 и низовой распредвал. Ну а чтобы машина нормально рулилась, переползая через грязевые засады и болота, под капот был поселен гидроусилитель руля от Opel Omega. При этом насос гидроусилителя занял штатное место генератора, а последний переместился наверх, поближе к трамблеру. Кстати, такое расположение генератора предпочтительнее и с точки зрения преодоления бродов... Ну а в дополнение ко всему этому внедорожному арсеналу в обоих мостах установлены самоблокирующиеся дифференциалы: в переднем - червячный, а в заднем - дисковый. Кроме всего прочего, на моем подзащитном, разумеется, наличествуют и прочие атрибуты подготовленного к трофи автомобиля: шноркель, силовой обвес, питерская лебедка "Ролл-9000" и багажник с интегрированной "люстрой", дающей круговое освещение. Помимо всего этого у него имеется масса приспособлений, предназначенных для удобства экипажа. Например, под натянутые поперек капота резиновые жгуты можно засунуть рукавицы, буксирный трос, да мало ли что еще...
А теперь, с вашего позволения, я расскажу про то, как мой подзащитный ездит. Да, разумеется, ваша честь, я проверил это лично на триальной трассе в окрестностях Зеленограда - родины моего подзащитного. Но начнем с того, как он передвигается по асфальту. Уверенно, в общем-то, передвигается... По крайней мере его поведение практически ничем не отличается от поведения стандартной "Нивы". Разве что парковаться стало много проще - гидроусилитель есть гидроусилитель. А вот способность к быстрому передвижению мой подзащитный практически утратил - быстрее 80 километров в час он разгоняться не желает, а обороты двигателя при этой скорости составляют 4500 оборотов в минуту. Что делать, эту цену мой подзащитный заплатил за умение ездить внатяг. Вот если бы здесь стояла пятиступенчатая коробка, то острота этого вопроса несколько бы снялась. А так, "рожденный ползать - летать не может". Но зато с места трогается практически без подгазовки! И еще одно - в машине очень шумно! Салон-то "голый". "Нива" и так не самая тихая машина, но тут уровень шума начинает донимать даже самого нетребовательного к комфорту джипера.
На пересеченной местности наш подзащитный ведет себя более чем достойно. Все препятствия проходятся на второй пониженной передаче, ну а первая нужна, лишь когда хочется ехать совсем медленно... При этом машина легко штурмует крутые подъемы и очень неохотно вывешивается. База-то у нашего подзащитного короткая! Заднее колесо еще как-то можно вывесить - сказывается тот факт, что основной вес приходится на переднюю ось, а вот передние колеса машина приподнимать категорически отказывается. Мои слова подтверждает и второе место, завоеванное подзащитным на летнем триале в Зеленограде. А соперники, ваша честь, там были более чем серьезные! Кстати, пользуясь случаем, хочу сделать официальное признание... В своих попытках вывесить переднее колесо мы слегка перестарались. Раз за разом мы съезжали задним ходом по диагонали довольно крутого ската, и всегда происходило одно и то же: "Нива" до последнего момента цеплялась за грунт всеми четырьмя колесами. И когда в ходе очередной попытки мы зашли чуть покруче, переднее колесо неожиданно оторвалось почти на метр... и "Нива" завалилась на левый борт! Ну а поскольку дело происходило на склоне, то в следующую секунду она уже легла на спину! Вот, пожалуйста, ваша честь, взгляните на фотографии. Не правда ли впечатляет? Нет, не сам факт опрокидывания, а то, что, вернув подзащитного в нормальное положение, мы смогли продолжить следственный эксперимент! Что же до повреждений, то они оказались минимальными - треснувшее лобовое стекло и покореженная "люстра". Да масла в мотор добавить пришлось...


А вот проверить главную способность нашего подзащитного - преодолевать грязь и болотные хляби - толком не удалось. Что же делать, если многомесячная жара высушила все болотинки в окрестностях? Нет, мы все же нашли какой-то заболоченный бочажок. "Самопрыг" спокойно сполз в лужу, не менее спокойно ее переехал... и практически уткнулся бампером в берег. Но именно для таких случаев, ваша честь, на переднем бампере и смонтирована лебедка! Несколько минут - и машина на сухом берегу. Собственно, у нас и не было никаких сомнений - не зря же машина прошла "Ладогу", причем отнюдь не в категории "туризм". Я заканчиваю свою речь и прошу высокий суд вынести справедливый вердикт: так ли уж непригодна "Нива" в качестве платформы для постройки спортивного автомобиля для трофи-рейдов?
и това:
Тюнинг ВАЗ 2121 «Нива»
Когда эта «Нива» ВАЗ 2121 попала к нам в руки, ее состояние оставляло желать лучшего. О ее состоянии можно судить только по тому, что она не хотела даже заводиться. Перед нами была поставлена задача восстановить работоспособность «Нивы» и адаптировать ее для жесткой езды по бездорожью. Ее хозяин хотел выезжать на ней на охоту, в горы и стандартная машина не устраивала его по многим параметрам. Для удовлетворения его запросов требовалось увеличить дорожный просвет, усилить подвеску и увеличить тягу двигателя.
Что было сделано?
В головке и системе газораспределения были увеличены проходные сечения седел клапанов, установлены облегченные клапаны и направляющие клапанов производства фирмы «SM». Увеличены сечения впускных и выпускных каналов головки блока и впускного коллектора с обеспечением сопряжения головки и коллектора. Взамен штатного был установлен карбюратор Solex с диффузорами 24-26. Стандартная система зажигания заменена на электронную с датчиком Холла. В головку установлен распредвал рассчитанный на тягу на низких и средних оборотах. Коленвал, кольца и поршни оставили штатными.
Для обеспечения надлежащего охлаждения двигателя в связи с возросшей мощностью взамен штатного установлен радиатор увеличенной площади охлаждения от ВАЗ 21214. Установка радиатора и гидроусилителя потребовала выноса штатного вентилятора охлаждения на 20 мм.
Ход передней подвески увеличили на 45 мм. Лифт спереди составил приметно 35 мм, что позволило установить резину размерности 205/70 R15 BF Goodrich Mudterrain на дисках с ЕТ-40. Диски с ЕТ-40 были установлены по желанию заказчика, но лучше устанавливать с ЕТ-20, что облегчит установку обвеса и не так губительно будет сказываться на подшипниках ходовой. Такой лифт подвески потребовал изменения положения установки наконечников рулевых тяг. В подвеске используются регулируемые амортизаторы Rancho серии 9000 с 9 положениями регулировки жесткости и возможностью установки системы дистанционного управления жесткостью. В передней подвеске установлены пружины от Chevrolet Niva.
В задней подвеске установлены амортизаторы Rancho увеличенного хода. Для обеспечения лифта на 4 см установлены пружины от ВАЗ 2104. Чтобы обеспечить нормальную работу отбоя и живучесть амортизаторов внутрь нижней опоры пружины вварен стакан высотой 45 мм. Для обеспечения поворота передних колес и установки тюнингового обвеса передние арки в различных зонах были подрезаны от 10 до 25 мм.
На автомобиль установили гидроусилитель ZF, что повлекло за собой незначительные изменения кузова в зоне прохода рулевого вала. Для обеспечения установки вакуумного усилителя тормозов был удлинен шток главного тормозного цилиндра, а вакуумный усилитель установлен на кронштейне.
Задний мост усилен с помощью наложения дополнительных коробов металла толщиной 3 мм. В редукторе установлена дисковая блокировка с натягом 3,5 кг, используемое масло Castrol SAF-XJ, вязкость 75W140. Продольные тяги для обеспечения большого скрещивания моста не удваивались (т.к. сдвоенные тяги обладают свойством очень жесткого стабилизатора). Верхние тяги были усилены приваркой ребра жесткости из металла толщиной 6 мм, нижний полукруглый короб из металла 2 мм.
Для того чтобы кузов выдерживал высокие нагрузки передний лонжерон до зоны заднего крепления передних сидений был усилен наложением металла толщиной 3 мм. Кузов проварен по проблемным местам соединительных деталей. Верхний кронштейн переднего амортизатора изготовлен из металла толщиной 3 мм. Изменены профиль и места установки.
Установлена 5-ти ступенчатая КПП от ВАЗ 2106 с измененной задней опорой.
Все штатные подшипники заменены на SKF и DAG. Раздаточную коробку и КПП собирали без подкладок, но это потребовало тщательной притирки сопрягаемых плоскостей.
Но тюнинг был бы не полным без доработки салона. В салоне взамен штатной было установлено торпедо от Opel Vectra. Для обеспечения работоспособности всех датчиков и приборов в приборный щиток Vectra был врезан стандартный щиток «Нивы». Для соединения была использована проводка от ВАЗ 21214. Установка торпедо от Opel потребовало изменения проводки под выключатели и приборы Opel. Штатные блоки предохранителей были заменены на блоки под вилочные предохранители для обеспечения надежности проводки. Также установка торпедо потребовало заменить штатные подрулевые переключатели на переключатели ВАЗ 2108, для чего была удлинена труба рулевой колонки.
Руль установили от Mazda MX5. Рычаг КПП был изогнут и удлинен. Также было изменено крепление КПП. Сиденья от Mazda MX5 с механическим лифтом и большим диапазоном перемещений, что позволяет садиться назад без откидывания сидений.
Теперь для того чтобы внешность соответствовала начинке, были проведены работы по доработке внешности.
При установке пластикового обвеса появились проблемы в связи с его посредственным качеством – на машину он становится плохо, требует значительной подгонки и ломание головы по поводу крепления его к корпусу. При выборе переднего «кенгурятника» и задней калитки под запаску особое внимание обращалось на совместимость обвеса и «кенгурятников».
Машина оклеена американской кевларовой пленкой под камуфляж. К достоинствам этой пленки можно отнести стойкость к механическим повреждениям и необычный внешний вид.
В двери установлен электростеклоподъемник. Двери и стекла от «Нивы» 21214. Штатные зеркала заменены на зеркала с дополнительными указателями поворотов и покрытием «Хамелеон».
Также были установлены новые фары с гидрокомпенсаторами, что потребовало незначительного изменения посадочного места. Для возможности совместной работы фар и четырех галогенных прожекторов установленных на крыше и дальнейшей возможности подключения мощной аудиосистемы штатный генератор заменен на 100 амперный генератор. Кроме того, вся электропроводка была заменена на новую, более качественную.
Первые ходовые испытания показали, что поставленная цель достигнута. «Нива» существенно прибавила в мощности, проходимости и комфорте. На бездорожье «Нива» вообще чувствует себя как рыба в воде. То, что для стандартной «Нивы» оказалось бы непреодолимым препятствием, доработанный автомобиль преодолевал с легкостью. Там где для стандартной «Нивы» предел был 40 км/ч, на доработанной можно ехать все 80, те места где стандартная «Нива» засела и вытащить ее можно было бы только с помощью трактора, доработанная проходила ходом без малейших проблем. При этом мощности двигателя и крутящего момента хватает во всем диапазоне оборотов, что позволяет чувствовать себя уверенно как на шоссе, так и вне его.
При всех доработках уровень шума, даже без доработки шумоизоляции салона остался на приемлемом уровне.
От нас машина ушла на дальнейшую доработку салона, установку аудиосистемы. В целом машина готова к эксплуатации в непростых условиях Карпат, как того и хотел ее хозяин.
моля ви за мнения и евентуално помощ
PS: тази която е участвала в ладога е излязла 2ра а вие най-добре знаете какво значи това
имам си нива 1,6 '93
идеята е да направя нещо подобно на това
Вы их просто готовить не умеете!
Андрей СУДЬБИН
фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА Казалось бы, за годы становления и развития внедорожного спорта в наших офф-роад пенатах все точки над i относительно вазовского полноприводника уже расставлены. Мало того, и вердикт вынесен: "Нива" для трофи-рейдов не годится. Но, видимо, есть в этой машине что-то заставляющее энтузиастов марки снова и снова браться за болгарку и сварочный аппарат в извечной попытке доказать, что все те, кто считает "Ниву" нетрофическим автомобилем, просто не умеют их готовить…

Дмитрии Кондрашов:- Все началось с того, что я купил просто "Ниву". А тут первый Зеленоградский триал случился. Ребята знакомые пришли поехали, говорят, у тебя же "Нива"! Ну поехали. И вот на обычной дорожной резине я умудрился взять пятое место. Потом на "Танкодроме" выступил. И понял - жалко мне ее, нужна другая машина для спорта. Вот я и купил машину 92-го года, в хорошем состоянии, с двигателем 1,7 литра. Машина готовилась целенаправленно к "Ладоге". Вся постройка заняла 69 дней. В общем, приложили - сняли, приложили - сняли. Главная идея все расходные и "проблемные" части должны быть вазовские, чтобы я, сидя в болоте, не думал, где и как мне доставать дефицитные запчасти. На "Ладоге" выявилось несколько "детских болезней". Например, при установке ГУР мы остались без ограничителей поворота. И в очередной колее я слишком вывернул колесо, ШРУС "заперся". Естественно, привод моментально сломался. И такая поломка была у нас трижды, все три раза - из-за слишком больших углов поворота колес. Теряешь осторожность, ловишь повернутым колесом березку, колесо выбивает из рук руль и поворачивает на слишком большой угол. Триал я уже прошел без всяких проблем. В общем, на бездорожье машина меня полностью устраивает. По крутящему моменту есть даже некоторый запас, и мне хочется установить 32-33-и колеса, за счет главных пар машина их нормально переварит. Сейчас задача научить машину чуть быстрее ездить по асфальту. 80 она сейчас едет спокойно, но чтобы ехать 90-100, нужна пятая передача. В планах - долечить "детские болезни", изменить конструкцию крепления раздатки, РПМ. Словом, идеи остаются те же, а вот исполнение их нуждается в совершенствовании. А вот двигателя в 1,7 литра машине вполне хватает. Зачем он нужен, мощный? Сцепление жечь? Я откатал "Ладогу", еще несколько соревнований, и все на одном и том же диске сцепления. А еще хочется поставить каркас безопасности, тормоза усовершенствовать - поставить назад дисковые. Вот тогда, может быть, я скажу, что автомобиль построен окончательно.
Давайте разбираться, а почему, собственно, сложилось устойчивое мнение, что "Нива" - не самый подходящий для сложных трофических трасс автомобиль... Всем нам хорошо известны достоинства этой машины - малый вес, маневренность, короткая база, отличная управляемость, неприхотливость и дешевизна ремонта. Но знаем мы и другое... Любому безумцу, вступившему на тернистую тропу покорения хлябей, рано или поздно становится очевидно, что на таких маленьких колесиках на серьезном бездорожье делать нечего. Ну а для того, чтобы поставить автомобиль на большие колеса, его, как вы понимаете, нужно отлифтовать... Вот тут-то и начинаются первые проблемы: поскольку рамы у "Нивы" нет, боди-лифт невозможен в принципе, а лифтовка передней независимой подвески путем удлинения упругих элементов (будь то установка удлиненных пружин или проставок под штатные) возможна только в очень ограниченных пределах. Едем дальше... Все знают, что для "Нивы", как для пелагической акулы, движение - это жизнь, а остановка - смерть. Препятствия она умеет преодолевать только ходом - такова плата за максимальную унификацию с заднеприводными моделями "ВАЗа". И еще один момент: "Нива" - типичный sport utility, универсальный автомобиль, который должен вести себя на асфальте немногим хуже обычных легковушек. А это значит, что передаточные числа в трансмиссии не могут быть слишком высокими... Ну а на сладкое пару слов о прочности несущего кузова... Один из знакомых нивоводов рассказывал, как его детишки, рассматривая альбом фотографий с покатушек, придумали такую сказочку: "Засадил папка "Нивку". Тянет-потянет, вытянуть не может. Пригласил папка тракторишку. Потянул тракторишка - и оторвал "Нивке" попку..." И ведь правы детишки-то, это только по сравнению с классикой или "зубилом" "Нива" - танк, на фоне же рамных машин прочность ее кузова просто никакая. А тут еще и задние буксирные проушины сконструированы, мягко говоря, неудачно: часть нагрузки передается на обшивку. Вот "попка" и отрывается...



Неужели все так безнадежно? Кому как... Вот, например, Дмитрий Кондрашов из Зеленограда совершенно с этим не согласен! Мало того, он готов представить высокому суду вещественное доказательство - синюю "Ниву" по имени "Боевой Самопрыг - 2", подготовленную для трофи-рейдов и уже проверенную в болотах "Ладоги". Ну а раз так, то я, грешный, рискну примерить на себя мантию адвоката...
Итак, ваша честь, мы готовы приступить к рассмотрению вещественного доказательства. Эпизод первый - прочность. У нашего подзащитного, ваша честь, лонжероны по всей длине обварены тридцатимиллиметровым уголком, что, между прочим, серьезно увеличило их прочность. Да и буксирные проушины сделаны таким образом, что вся нагрузка передается лишь на продольные силовые элементы и риск оторвать заднюю панель полностью устранен. Ну а теперь, ваша честь, обратите внимание на колеса. Мой подзащитный обут в резину Cooper Discoverer SST размерности 31/10.5 R15 на легкосплавных дисках. Разумеется, для того, чтобы установить такую резину, пришлось провести сложную операцию по лифту подвески на 80 мм. И при этом, прошу обратить внимание, с какой выдумкой этот самый лифт был осуществлен! Чтобы сохранить геометрию передней подвески, под передние ветви лонжеронов снизу были подварены.. . еще одни лонжероны. Таким образом, все точки крепления рычагов подвески просто опустились на 80 мм. И никаких проблем с установкой сходразвала! Ну а сзади, оказалось, достаточно вварить проставки под пружины. Хотя схема подвески моста изменилась. К двум продольным рычагам, изготовленным с нуля и значительно более прочным, чем штатные, добавился еще один треугольный рычаг, крепящийся к корпусу редуктора через шаровую опору. Да вы сами взгляните на моего подзащитного, как бы это помягче сказать, снизу... Извините, ваша честь, я вовсе не пытаюсь проявить неуважение к суду, просто сделать это совершенно необходимо. Видите, все элементы трансмиссии защищены металлическими листами! Причем защита состоит из нескольких частей, каждую из которых можно снять отдельно (последнее здорово облегчает жизнь экипажу в случае полевого ремонта).
А теперь, ваша честь, я прошу объявить короткий перерыв - мы снимем защиту и продемонстрируем еще несколько интересных деталей устройства нашего подзащитного. Итак, ваша честь, мы готовы. Высокому суду, конечно же, известно о слабости крепления раздаточной коробки и редуктора переднего моста (это врожденная болезнь всех автомобилей "Нива"). Так вот, у нашего подзащитного раздатка закреплена на своеобразном подрамнике, состоящем из двух поперечных кронштейнов. Таким образом, количество точек крепления увеличилось с двух до четырех. Изменена и схема крепления редуктора переднего моста, теперь он не подвешен к двигателю, а закреплен к поперечной балке переднего моста через две пластины (проходящие под фланцами редуктора) и дополнительный Г-образный кронштейн. Это привело к тому, что теперь редуктор не дергается при каждом трогании с места.. .Хочу также обратить внимание высокого суда на то, что оторвать в грязи глушитель на этой машине абсолютно невозможно - прямо из-под капота он идет наверх, вдоль передней стойки и водостока крыши.


Ну а теперь я хочу попытаться снять обвинение в неумении ездить внатяг. Мой подзащитный умеет это делать, и умеет отлично! Для этого на нем установлены главные пары с передаточным отношением 5,37 и низовой распредвал. Ну а чтобы машина нормально рулилась, переползая через грязевые засады и болота, под капот был поселен гидроусилитель руля от Opel Omega. При этом насос гидроусилителя занял штатное место генератора, а последний переместился наверх, поближе к трамблеру. Кстати, такое расположение генератора предпочтительнее и с точки зрения преодоления бродов... Ну а в дополнение ко всему этому внедорожному арсеналу в обоих мостах установлены самоблокирующиеся дифференциалы: в переднем - червячный, а в заднем - дисковый. Кроме всего прочего, на моем подзащитном, разумеется, наличествуют и прочие атрибуты подготовленного к трофи автомобиля: шноркель, силовой обвес, питерская лебедка "Ролл-9000" и багажник с интегрированной "люстрой", дающей круговое освещение. Помимо всего этого у него имеется масса приспособлений, предназначенных для удобства экипажа. Например, под натянутые поперек капота резиновые жгуты можно засунуть рукавицы, буксирный трос, да мало ли что еще...
А теперь, с вашего позволения, я расскажу про то, как мой подзащитный ездит. Да, разумеется, ваша честь, я проверил это лично на триальной трассе в окрестностях Зеленограда - родины моего подзащитного. Но начнем с того, как он передвигается по асфальту. Уверенно, в общем-то, передвигается... По крайней мере его поведение практически ничем не отличается от поведения стандартной "Нивы". Разве что парковаться стало много проще - гидроусилитель есть гидроусилитель. А вот способность к быстрому передвижению мой подзащитный практически утратил - быстрее 80 километров в час он разгоняться не желает, а обороты двигателя при этой скорости составляют 4500 оборотов в минуту. Что делать, эту цену мой подзащитный заплатил за умение ездить внатяг. Вот если бы здесь стояла пятиступенчатая коробка, то острота этого вопроса несколько бы снялась. А так, "рожденный ползать - летать не может". Но зато с места трогается практически без подгазовки! И еще одно - в машине очень шумно! Салон-то "голый". "Нива" и так не самая тихая машина, но тут уровень шума начинает донимать даже самого нетребовательного к комфорту джипера.
На пересеченной местности наш подзащитный ведет себя более чем достойно. Все препятствия проходятся на второй пониженной передаче, ну а первая нужна, лишь когда хочется ехать совсем медленно... При этом машина легко штурмует крутые подъемы и очень неохотно вывешивается. База-то у нашего подзащитного короткая! Заднее колесо еще как-то можно вывесить - сказывается тот факт, что основной вес приходится на переднюю ось, а вот передние колеса машина приподнимать категорически отказывается. Мои слова подтверждает и второе место, завоеванное подзащитным на летнем триале в Зеленограде. А соперники, ваша честь, там были более чем серьезные! Кстати, пользуясь случаем, хочу сделать официальное признание... В своих попытках вывесить переднее колесо мы слегка перестарались. Раз за разом мы съезжали задним ходом по диагонали довольно крутого ската, и всегда происходило одно и то же: "Нива" до последнего момента цеплялась за грунт всеми четырьмя колесами. И когда в ходе очередной попытки мы зашли чуть покруче, переднее колесо неожиданно оторвалось почти на метр... и "Нива" завалилась на левый борт! Ну а поскольку дело происходило на склоне, то в следующую секунду она уже легла на спину! Вот, пожалуйста, ваша честь, взгляните на фотографии. Не правда ли впечатляет? Нет, не сам факт опрокидывания, а то, что, вернув подзащитного в нормальное положение, мы смогли продолжить следственный эксперимент! Что же до повреждений, то они оказались минимальными - треснувшее лобовое стекло и покореженная "люстра". Да масла в мотор добавить пришлось...


А вот проверить главную способность нашего подзащитного - преодолевать грязь и болотные хляби - толком не удалось. Что же делать, если многомесячная жара высушила все болотинки в окрестностях? Нет, мы все же нашли какой-то заболоченный бочажок. "Самопрыг" спокойно сполз в лужу, не менее спокойно ее переехал... и практически уткнулся бампером в берег. Но именно для таких случаев, ваша честь, на переднем бампере и смонтирована лебедка! Несколько минут - и машина на сухом берегу. Собственно, у нас и не было никаких сомнений - не зря же машина прошла "Ладогу", причем отнюдь не в категории "туризм". Я заканчиваю свою речь и прошу высокий суд вынести справедливый вердикт: так ли уж непригодна "Нива" в качестве платформы для постройки спортивного автомобиля для трофи-рейдов?
и това:
Тюнинг ВАЗ 2121 «Нива»
Когда эта «Нива» ВАЗ 2121 попала к нам в руки, ее состояние оставляло желать лучшего. О ее состоянии можно судить только по тому, что она не хотела даже заводиться. Перед нами была поставлена задача восстановить работоспособность «Нивы» и адаптировать ее для жесткой езды по бездорожью. Ее хозяин хотел выезжать на ней на охоту, в горы и стандартная машина не устраивала его по многим параметрам. Для удовлетворения его запросов требовалось увеличить дорожный просвет, усилить подвеску и увеличить тягу двигателя.
Что было сделано?
В головке и системе газораспределения были увеличены проходные сечения седел клапанов, установлены облегченные клапаны и направляющие клапанов производства фирмы «SM». Увеличены сечения впускных и выпускных каналов головки блока и впускного коллектора с обеспечением сопряжения головки и коллектора. Взамен штатного был установлен карбюратор Solex с диффузорами 24-26. Стандартная система зажигания заменена на электронную с датчиком Холла. В головку установлен распредвал рассчитанный на тягу на низких и средних оборотах. Коленвал, кольца и поршни оставили штатными.
Для обеспечения надлежащего охлаждения двигателя в связи с возросшей мощностью взамен штатного установлен радиатор увеличенной площади охлаждения от ВАЗ 21214. Установка радиатора и гидроусилителя потребовала выноса штатного вентилятора охлаждения на 20 мм.
Ход передней подвески увеличили на 45 мм. Лифт спереди составил приметно 35 мм, что позволило установить резину размерности 205/70 R15 BF Goodrich Mudterrain на дисках с ЕТ-40. Диски с ЕТ-40 были установлены по желанию заказчика, но лучше устанавливать с ЕТ-20, что облегчит установку обвеса и не так губительно будет сказываться на подшипниках ходовой. Такой лифт подвески потребовал изменения положения установки наконечников рулевых тяг. В подвеске используются регулируемые амортизаторы Rancho серии 9000 с 9 положениями регулировки жесткости и возможностью установки системы дистанционного управления жесткостью. В передней подвеске установлены пружины от Chevrolet Niva.
В задней подвеске установлены амортизаторы Rancho увеличенного хода. Для обеспечения лифта на 4 см установлены пружины от ВАЗ 2104. Чтобы обеспечить нормальную работу отбоя и живучесть амортизаторов внутрь нижней опоры пружины вварен стакан высотой 45 мм. Для обеспечения поворота передних колес и установки тюнингового обвеса передние арки в различных зонах были подрезаны от 10 до 25 мм.
На автомобиль установили гидроусилитель ZF, что повлекло за собой незначительные изменения кузова в зоне прохода рулевого вала. Для обеспечения установки вакуумного усилителя тормозов был удлинен шток главного тормозного цилиндра, а вакуумный усилитель установлен на кронштейне.
Задний мост усилен с помощью наложения дополнительных коробов металла толщиной 3 мм. В редукторе установлена дисковая блокировка с натягом 3,5 кг, используемое масло Castrol SAF-XJ, вязкость 75W140. Продольные тяги для обеспечения большого скрещивания моста не удваивались (т.к. сдвоенные тяги обладают свойством очень жесткого стабилизатора). Верхние тяги были усилены приваркой ребра жесткости из металла толщиной 6 мм, нижний полукруглый короб из металла 2 мм.
Для того чтобы кузов выдерживал высокие нагрузки передний лонжерон до зоны заднего крепления передних сидений был усилен наложением металла толщиной 3 мм. Кузов проварен по проблемным местам соединительных деталей. Верхний кронштейн переднего амортизатора изготовлен из металла толщиной 3 мм. Изменены профиль и места установки.
Установлена 5-ти ступенчатая КПП от ВАЗ 2106 с измененной задней опорой.
Все штатные подшипники заменены на SKF и DAG. Раздаточную коробку и КПП собирали без подкладок, но это потребовало тщательной притирки сопрягаемых плоскостей.
Но тюнинг был бы не полным без доработки салона. В салоне взамен штатной было установлено торпедо от Opel Vectra. Для обеспечения работоспособности всех датчиков и приборов в приборный щиток Vectra был врезан стандартный щиток «Нивы». Для соединения была использована проводка от ВАЗ 21214. Установка торпедо от Opel потребовало изменения проводки под выключатели и приборы Opel. Штатные блоки предохранителей были заменены на блоки под вилочные предохранители для обеспечения надежности проводки. Также установка торпедо потребовало заменить штатные подрулевые переключатели на переключатели ВАЗ 2108, для чего была удлинена труба рулевой колонки.
Руль установили от Mazda MX5. Рычаг КПП был изогнут и удлинен. Также было изменено крепление КПП. Сиденья от Mazda MX5 с механическим лифтом и большим диапазоном перемещений, что позволяет садиться назад без откидывания сидений.
Теперь для того чтобы внешность соответствовала начинке, были проведены работы по доработке внешности.
При установке пластикового обвеса появились проблемы в связи с его посредственным качеством – на машину он становится плохо, требует значительной подгонки и ломание головы по поводу крепления его к корпусу. При выборе переднего «кенгурятника» и задней калитки под запаску особое внимание обращалось на совместимость обвеса и «кенгурятников».
Машина оклеена американской кевларовой пленкой под камуфляж. К достоинствам этой пленки можно отнести стойкость к механическим повреждениям и необычный внешний вид.
В двери установлен электростеклоподъемник. Двери и стекла от «Нивы» 21214. Штатные зеркала заменены на зеркала с дополнительными указателями поворотов и покрытием «Хамелеон».
Также были установлены новые фары с гидрокомпенсаторами, что потребовало незначительного изменения посадочного места. Для возможности совместной работы фар и четырех галогенных прожекторов установленных на крыше и дальнейшей возможности подключения мощной аудиосистемы штатный генератор заменен на 100 амперный генератор. Кроме того, вся электропроводка была заменена на новую, более качественную.
Первые ходовые испытания показали, что поставленная цель достигнута. «Нива» существенно прибавила в мощности, проходимости и комфорте. На бездорожье «Нива» вообще чувствует себя как рыба в воде. То, что для стандартной «Нивы» оказалось бы непреодолимым препятствием, доработанный автомобиль преодолевал с легкостью. Там где для стандартной «Нивы» предел был 40 км/ч, на доработанной можно ехать все 80, те места где стандартная «Нива» засела и вытащить ее можно было бы только с помощью трактора, доработанная проходила ходом без малейших проблем. При этом мощности двигателя и крутящего момента хватает во всем диапазоне оборотов, что позволяет чувствовать себя уверенно как на шоссе, так и вне его.
При всех доработках уровень шума, даже без доработки шумоизоляции салона остался на приемлемом уровне.
От нас машина ушла на дальнейшую доработку салона, установку аудиосистемы. В целом машина готова к эксплуатации в непростых условиях Карпат, как того и хотел ее хозяин.
моля ви за мнения и евентуално помощ
PS: тази която е участвала в ладога е излязла 2ра а вие най-добре знаете какво значи това

Коментар